Ф.И.О. | Петухова Наталья Юрьевна |
Занимаемая должность | Музыкальный руководитель |
Преподаваемые дисциплины | нет |
Уровень образования | |
Наименование направления подготовки и (или) специальности | |
Квалификация |
|
Ученая степень (при наличии) |
нет |
Ученое звание (при наличии) |
нет |
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка |
Музыкальный руководитель, 2021г. |
Общий стаж работы | 8 |
Стаж работы по специальности | 7мес. |
Квалификационная категория |
Консультация для родителей «Ребенок и музыка»
Принято считать, что начинать обучение музыке лучше одновременно с занятиями в общеобразовательной школе. Но всё больше появляется сторонников раннего музыкального образования. В своём развитии ребёнок проходит несколько так называемых «критических периодов». Они характеризуются высокой степенью восприимчивости и ярко выраженной пластичностью мозга.
Четырёх-пятилетний возраст – один из наиболее мощных по своей интенсивности «критических периодов»: воздействие внешней среды способно предопределить, направить всю последующую жизнь человека. Если начать обучение музыке именно в такой период, то её влияние будет несравнимо больше, чем когда ребёнок садится за инструмент в семилетнем возрасте.
Результаты раннего обучения музыке очевидны – дети начинают слышать не только музыку. Они значительно легче воспринимают всю обращённую к ним речь. Родителям «музыкантов», как правило, очень быстро удаётся забыть обращения к своему ребёнку типа: «Ты опять меня не слышишь?», «Сколько можно повторять» и другие подобные.
Для малышей занятия музыкой не только очень интересны, но и познавательны: «А если нажать разные клавиши пианино одновременно? А если ударить палочкой по металлофону? А если ударить по нему не специальной палочкой из металла, а деревянным карандашом?» Он учится познавать мир не только со слов взрослых, но и самостоятельно.
О влиянии музыки на развитие интеллекта можно говорить много. Подтверждений тому предостаточно в научной литературе и в жизни. А вот в способности музыки излечивать людей педагоги-музыканты убедились на личном опыте. Часто родители приводят в музыкальную школу детей, имеющих такие диагнозы, как задержка психического развития, неврозы, тики, тугоухость, заикание. И музыка благотворно влияет на здоровье таких детей. Педагоги-психологи убеждены: положительные изменения под воздействием музыки произойдут обязательно.
Человек, знающий музыку, обладает душой более богатой, чем тот, кто ею не владеет. И чем раньше она поможет раскрыть в растущем человеке все его таланты и склонности, тем лучше для всех нас.
Запишите своего ребёнка в музыкальную школу, если:
- Вы обеспокоены задержкой в развитии речи ребёнка. Занятия музыкой – это не только тренировка памяти, внимания и упражнения на концентрацию. Они благотворно влияют на развитие мелкой моторики, которая, как известно, напрямую связана с развитием речи.
- У вашего ребенка занижена самооценка. Постоянная работа над собой, выступления перед жюри на регулярных отчётных концертах, которые являются обязательным элементом учебной программы любой музыкальной школы, — всё это позволит ребёнку научиться оценивать себя объективно. Тем самым вы сможете избежать немало проблем, когда ваш малыш станет подростком.
- Вы просите ребёнка повторить сказанное, он всё путает. Игра на музыкальном инструменте сформирует чувство ритма и координацию между слухом и моторикой рук. Способность делить музыкальное произведение на фразы поможет ребёнку научиться сформулировать свои мысли.
- Ваш ребёнок замкнут, необщителен. Музыканты находятся в постоянном поиске контакта со слушателем, «чувствуют» собеседника. Тем, кто когда-либо занимался музыкой, легче найти общий язык даже с абсолютно незнакомым человеком.
- Вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал волевой личностью, научился преодолевать трудности, настойчиво шёл к поставленной цели.
Консультация для родителей
«Условия для музыкального развития ребёнка в семье»
Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально -образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой — либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными
традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна — это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.